В Российской Федерации утверждены новые критерии отнесения сведений к государственной тайне. Самое важное изменение заключается в том, что государственные органы и госкомпании больше не имеют права создавать собственные списки сведений, которые могут быть переданы незаконным путем. Нормы вступят в силу с 1 января 2022 года.
Предыдущая версия регламента была принята в 1995 году. В последней версии Положения исключена часть, в которой говорится, что государственные органы, Роскосмос и Роскосатом имеют право самостоятельно принимать решение о том, являются ли сведения государственной тайной, и несут ответственность за это решение.
Кроме того, ранее Положение предусматривало процедуру формирования перечня сведений, подлежащих засекречиванию. Новый документ содержит только основания для отнесения сведений к различным категориям государственной тайны. Буквально ничего не изменилось.
Существует всего три уровня секретности. К особо секретным относятся сведения о военнослужащих, внешней политике, экономике, науке и технике, оперативных исследованиях, разглашение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации. Совершенно секретная информация содержит те же сведения, разглашение которых может нанести ущерб интересам не страны в целом, а отдельных государственных органов или отдельных отраслей экономики. Основные секретные сведения соответствуют процедуре включения «всех иных сведений разведывательного органа, составляющих муниципальную тайну». Для целей данного пункта под ущербом государственной безопасности понимается ущерб, нанесенный интересам предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в сферах, указанных в пункте 1.
За последние шесть лет в Российской Федерации было возбуждено более десяти громких уголовных дел за разглашение государственной тайны. Большинство из них касались ученых и сотрудников Центрального института машиностроения Роскосмоса. Александр Карабанов, глава юридической компании «Карабанов и партнеры», рассказывает о том, что могло быть заморожено в качестве причины для разработки правил засекречивания информации.
Александр Карабанов, директор юридической фирмы «Карабанов и партнеры» «Безусловно, возбужденные в последнее время уголовные дела, в том числе дело в отношении корреспондента Сафронова, заложили основу для пересмотра некоторых позиций и для большей ясности в законодательстве относительно того, кто может допускать к государственной тайне и что именно является государственной тайной. Я думаю, что это закладывает основу для более четкого признания». В данном случае закон вторичен по отношению к меняющейся информационной среде, включая саму технологию и доступ к ней. Безусловно, в новую правовую форму необходимо было включить ряд свойств, чтобы положение было максимально прозрачным».
Однако положения пока не определяют основных целей закона о государственной тайне, считает Константин Симонов, исполнительный директор Фонда национальной энергетической безопасности.
Что касается того, что у Роскосмоса и Росатома не было возможности самостоятельно определить эти аспекты, то, как говорится, точно такая же концентрация будет сохранена и здесь для ФСБ. Мы попросим вас самостоятельно определить эти аспекты, но самое главное, чтобы они были четко сформулированы, то есть что это государственная тайна, и в частности, что это касается предоставления информации, содержащей эту тайну. Ведь если, согласно документу, людей обвиняют в том, что они просто передают информацию, полученную из открытой печати, то это весьма плачевная ситуация. Если так будет продолжаться, то скоро невозможно будет давать консультации или участвовать в научной деятельности».
Правительство расширило список министерств, которые вряд ли будут раскрывать данные о собственных закупках. В список, опубликованный на портале правовой информации, вошли также Национальная гвардия РФ, Федеральная служба безопасности и подконтрольные им ведомства и компании. Ранее в список входили МО, ФСБ и СВР. Новый список вступит в силу с 1 января 2022 года.
Правительство установило, какую информацию необходимо засекречивать
Самое главное изменение, — говорит Мария Спиридонова, член Ассоциации юристов России, — это то, что государственные органы и государственные компании лишились права составлять списки информации, которая может быть распространена незаконно». Она пояснила, что эти нормы вступят в силу с 1 января 2022 года. Согласно действующим нормам, государственные органы, такие как «Росатом» и «Роскосмос», должны составлять перечень информации, которая должна считаться конфиденциальной. Кроме того, оба ведомства и компании обсуждают, как рассчитать потенциальный ущерб, который может быть нанесен национальной безопасности в случае обнародования информации. Это очень важный момент. Согласно старым и новым правилам, уровень конфиденциальности информации, составляющей государственную тайну, должен соответствовать тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации в результате распространения этой информации. Однако,