Налоговые платежи при банкротстве

Закон о налогах и сборах не содержит положений, освобождающих граждан, находящихся в состоянии банкротства, от налогообложения. Для них исключены из перечня налогов, уплачиваемых в бюджет: для юридических лиц — НДС, для граждан — налог на доходы от реализации недвижимого имущества по договорам андеррайтинга (если налогоплательщик обанкротился в рамках импортной процедуры банкротства, то от реализации недвижимого имущества).

В зависимости от момента возникновения налогового обязательства (даты окончания налогового периода), обязательство по обязательным платежам считается краткосрочным долгом или именным долгом.

Как известно, обязательные платежи (налоги, сборы, штрафы и т. д.), возникшие после даты подачи заявления о признании должника банкротом, причисляются к текущим платежам. Как следствие, на них распространяется особый порядок уплаты — за счет средств банкрота, и погашаются они в основном за счет кредиторов, включенных в реестр, чьи требования возникли до принятия заявления о банкротстве должника. Поскольку текущие платежи также имеют приоритет, обязательный платеж, признанный таковым, является четвертой очередью текущего платежа гражданина и выплачивается до расчетов с кредиторами реестра.

В условиях ограниченного финансирования такая серия действительно является привилегией. Но даже при таких благоприятных условиях налоговые органы допускают вредные злоупотребления в процедуре банкротства, предположительно, для того, чтобы повысить собираемость платежей.

Примеры злоупотребления разрешенными средствами

По мнению самой Федеральной налоговой службы, банкротство не является все более безнадежным для бюджета. Обычно при вялотекущем состоянии неплатежеспособности должников бюджет получает более полутриллиона рублей поступлений от банкротства в 2020-2022 годах.

Конечно, в большинстве случаев этот прогресс обусловлен повышением активности налоговых органов в процедурах банкротства и цифровизацией обработки долгов. Однако в некоторых случаях действия налоговых органов задевают или превышают пределы «безумия».

Советуем прочитать:  Что важно знать о требованиях к управляющей компании для эффективного управления многоквартирным домом

1) Таким образом, с 1 октября 2023 года вступила в силу поправка в пункт 7 статьи 48 Налогового кодекса РФ, которая теперь изложена в следующей редакции. «Взыскание задолженности на имущество физических лиц производится в отношении денежных средств, находящихся на банковском счете… . и осуществляется налоговыми органами путем вынесения соответствующего постановления налогового органа о перечислении суммы задолженности в Реестр решений о взыскании задолженности». Банковский орган в соответствии со статьей 46 настоящего Закона в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «О порядке осуществления исполнительных действий по взысканию денежных средств, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации „О налогах“…» [источник. Эта формулировка не очень удачна как выражение, но, опять же, при буквальном толковании она означает, что взыскание долгов с физических лиц в принудительном порядке может происходить только при наличии у банка какого-либо судебного решения или права собственности, подлежащего принудительному исполнению.

И в этот момент не только население, но и фискалы, столкнувшиеся с необоснованным снятием средств (в том числе текущих налогов) со счета должника, вздохнули с облегчением.

Напомним, что уплата налогов относится к текущим платежам, но включается в строку 4 текущих платежей при банкротстве гражданина. Это означает, что требование о выплате пособия по сокращению штата не может быть предъявлено до тех пор, пока не будут оплачены первые три строки, включая судебные издержки на ведение дела. Налоговые платежи не начинаются с момента выплаты заработной платы и иных выплат лицам, работающим или работавшим по трудовому договору.

До внесения изменений в Налоговый кодекс РФ налоговые органы могли погасить имеющуюся задолженность путем направления в банк должника соответствующего исполнительного листа, если задолженность была просрочена.

Снимая в одностороннем порядке задолженность со счета гражданина-банкрота, налоговые органы нарушали очередность погашения задолженности, тем самым ставя арбитражного управляющего под риск взыскания убытков, понесенных за счет имущественных интересов других кредиторов. В противном случае на арбитражного управляющего возлагаются необоснованные дополнительные задачи, такие как возврат необоснованно списанных сумм налогов или взыскание убытков с банков, действовавших незаконно.

Советуем прочитать:  Образец справки о доходах

Согласно предыдущей судебной практике, списание было признано ничтожной сделкой в связи с преимущественным исполнением требований налогового органа, однако нетрудно догадаться, что для признания такой сделки преступной потребуется немало времени. И основы банкротства.

2) Федеральная налоговая служба напрямую взаимодействует с регистрирующими органами. Так и должно быть. Однако нередки случаи, когда информация об имуществе должника, полученная из регистрирующих органов, не совпадает с аналогичной информацией из налоговых органов (например, о транспортных средствах). Если активы должника изначально значительны, такие расхождения могут ошибочно остаться незамеченными арбитражным управляющим, что может привести к необоснованному начислению и уплате текущих налогов на имущество и последующему перерасчету и возврату средств в конкурсную массу.

Если подтверждается, что актив был исключен из налоговых списков, соответствующее налоговое обязательство признается несуществующим, а уже уплаченные налоги подлежат возврату или перерасчету.

В большинстве случаев подобные ситуации могут быть разрешены во внесудебном порядке путем подачи заявления о перерасчете и возврате излишне уплаченных налогов. После получения соответствующего заявления налоговый орган направляет запрос в регистрирующий орган. Регистрирующий орган действительно должен ответить, что зарегистрированного имущества должника не существует. Однако в условиях процедуры банкротства эти меры могут значительно затянуться и повлечь за собой дополнительные расходы.

3) На арбитражных управляющих систематически оказывается давление с целью заставить их подавать необоснованные жалобы, в том числе анонимные, в СРО. По данным Росреестра, сумма ущерба, взысканная судами с арбитражных управляющих в 2022 году, составила 1,4 млрд рублей, что на 26 % больше, чем в 2021 году, по данным Федресурса ( 1,12 млрд рублей). На момент написания статьи данных за 2023 год еще нет, но тенденция роста денежных исков к арбитражным управляющим сохраняется.

Советуем прочитать:  Советы по правильному оформлению банковской документации при предоставлении кредита

В связи с продолжающимся давлением компетентные органы Федеральной налоговой службы ввели практику проведения совместных совещаний с арбитражными управляющими, осуществляющими профессиональную деятельность в пределах компетенции соответствующих субъектов РФ.

К сожалению, целью этих встреч не является выработка единой позиции по исследованию имущества должников или повышение эффективности взаимодействия между налоговыми органами и управляющим. Их цель — заставить арбитражного управляющего погасить текущие долги должника за счет обязательных платежей. По словам непосредственных участников этих встреч, если в конкурсной массе должника нет средств, арбитражному управляющему настоятельно рекомендуется погашать текущие долги за свой счет. В связи с вышеуказанными случаями в текущих долгах таких должников часто фигурирует имущество, которое было продано или списано в течение многих лет, но не списано налоговыми органами, что еще больше усугубляет ситуацию.

Варианты действий:.

Если вскрывается факт несанкционированного снятия средств с расчетного счета банкрота или несанкционированного декларирования и уплаты налогов, конкурсный управляющий вправе распорядиться имуществом.Вариантов много:.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector