Льготы ветеранам, которые считаются работниками пенсионного возраста, предоставляются в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Законом о ветеранах № 5-ФЗ от 12 января 1995 года и региональными нормативными актами. В соответствии с п. Статья 7 Закона «О ветеранах» — это категория людей, которые считаются ветеранами труда и имеют полный доступ к федеральным и региональным льготам; ст. Статья 128 Трудового кодекса РФ содержит перечень работников, имеющих полное право на ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы. В этот список входят сотрудники, достигшие пенсионного возраста и продолжающие работать. Такие работники имеют возможность обратиться с просьбой в любое время, и в этом случае работодатель не имеет права составлять завещание.
Однако ветераны — это особая категория пожилых людей, и их правовой статус регулируется отдельным федеральным законом. Ст. 22 Закона о ветеранах предусматривает меры государственной защиты ветеранов. До внесения изменений в закон в 2004 году он содержал подробную разбивку всех федеральных льгот, включая положения о 30 днях неоплачиваемого отпуска в год и право выбора подходящего времени для ежегодного оплачиваемого отпуска. На этом этапе остались лишь жадные формулировки, касающиеся регулирования через местные нормативные акты.
Такая ситуация не всегда устраивает работников. Ведь определение перечня мер социальной поддержки ветеранов труда находится полностью в ведении государственных органов, а значит, их трудовые преференции, в том числе право на ежегодный неоплачиваемый отпуск, не определены ни в одном регионе. Поэтому перед предоставлением дополнительного отпуска работникам следует ознакомиться с местными нормативными актами.
Порядок предоставления отпуска без сохранения заработной платы
Работодатель не вправе предоставлять отпуск без сохранения заработной платы ветерану труда только в том случае, если он одновременно считается пенсионером (ст. 128, п. 2 ТК РФ). Если иное не предусмотрено региональным законодательством, статус ветерана труда сам по себе не может рассматриваться как основание для обязательного предоставления отпуска без сохранения заработной платы.
Кроме того, в отличие от ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуск без сохранения заработной платы не подлежит передаче и не компенсируется в иностранной валюте. Это связано с тем, что в соответствии со ст. 128 Трудового кодекса РФ, выходное пособие, предусмотренное ст. 128, носит заявительный характер и не является необходимым для работника.
Что касается использования дополнительного отпуска без сохранения заработной платы перед увольнением, то такая возможность учтена ст. 127 Трудового кодекса РФ, которая распространяется только на ежегодные оплачиваемые отпуска. Однако, поскольку закон не содержит прямого запрета на передачу отпуска без сохранения заработной платы перед увольнением, работодатель вправе разрешить работнику взять отпуск без сохранения заработной платы перед прекращением трудовых отношений с ним. В этом случае последний день работы считается последним днем неоплачиваемого отпуска.
Подробнее о том, как указывать неиспользованные дни отпуска в табеле учета рабочего времени, см. отдельное примечание.
Оформление дополнительного отпуска
Административный отпуск (без сохранения заработной платы) для ветеранов оформляется на основании письменного заявления работника по форме Т-6. Заявление составляется на имя директора компании и может быть подано за несколько дней до начала отпуска или за день до его начала.
Работник должен ознакомиться с заявлением и подписать его. Если окружным законом предусмотрен дополнительный административный отпуск за работу с ветеранами, или если работник со статусом ветерана попадает в одну из категорий, перечисленных в части 2. Согласно статье 128 Трудового кодекса РФ, не нужно издавать приказ об отпуске или ждать примирительного решения директора. Так как работники имеют абсолютное право на ежегодный неоплачиваемый отпуск, отказ работодателя в предоставлении отпуска является незаконным, а отпуск, о котором заранее предупредили руководителя, не считается прогулом, даже без согласия руководителя.
Поэтому для определения продолжительности дополнительного отпуска для работников-ветеранов необходимо ознакомиться с местными законами. Процесс его предоставления и планирования регулируется общепризнанными ключевыми критериями на федеральном уровне.
Дополнительные материалы по этой теме можно найти в разделе «Отпуска».