Роль матерей и отцов в воспитании детей

Автор: Елена Куркина, педагог-психолог. Место работы: МДОУ № 26 «Ветерок», деревня Сарафоново, Ярославский муниципальный район. В данной статье рассматривается роль родителей в воспитании гармонично развивающихся детей. Каков вклад матерей в воспитание своих детей и какова роль отцов в воспитании своих сыновей и дочерей? Статья полезна для педагогов, психологов образования и родителей.

Перед взрослыми стоит задача воспитать гармонично развитых детей, способных свободно общаться с окружающими и уверенно познавать мир вокруг себя. В семьях эту задачу решают родители — мамы и папы. Они играют важную роль в воспитании и развитии своих детей. Однако каждый играет свою уникальную и особенную роль. Роль матери. С древних времен забота о ребенке и его воспитание лежат в первую очередь на плечах матери. С момента зачатия и на протяжении многих лет ребенок находится в основном с матерью, создавая связь между матерью и ребенком. Такая привязанность является здоровой и способствует развитию ребенка на протяжении всей его жизни. Здоровая привязанность возникает, когда мать понимает сигналы ребенка (плач, улыбка), внимательна к его потребностям и помогает ему преодолевать трудности с самого раннего возраста. Дети со здоровым чувством привязанности в раннем детстве общительны и сообразительны, не боятся отходить от матери и начинают исследовать окружающий мир. Здоровая привязанность порождает доверие к окружающему миру. По мере взросления дети становятся более уверенными в себе и меньше боятся совершать ошибки. Однако привязанность может принимать и негативный оборот и тормозить развитие ребенка. Нездоровая привязанность возникает, когда матери игнорируют интересы и потребности своих детей, выбирают контролирующий стиль воспитания и относятся к ним чутко только в тот момент, когда они заболевают. Став взрослыми, эти дети должны понять, что для получения любви и заботы им необходимо

— Уважайте право малыша на собственное мнение — дайте ему свободу выбора поведения, игрушек и площадки для игр — с первых дней жизни и в проявлениях самостоятельности, чтобы заботиться о будущем. Не жалейте его теплыми словами. Внимательное, доброжелательное и уважительное отношение к малышу позволяет ему проявлять больше активности, инициативы и интереса к покорению окружающего мира. Когда мать очень заинтересована в своем ребенке, она редко играет, разговаривает или берет на руки, малыш делится с ней недоверием к себе и окружающим. Поэтому мать играет важную роль в жизни ребенка, формируя у него уверенность и веру в себя в этом мире. Однако общение ребенка с отцом не так важно для развития полноценного характера. Роль отца. Отец всегда является источником силы и большим другом для ребенка. С точки зрения Э. Фромма, отец — это любовь по сравнению с материнской любовью — «требовательная» любовь, над которой ребенок должен одержать верх. Чтобы завоевать любовь отца, ребенок должен выполнить ряд требований и отцовских ожиданий относительно своей компетентности и достижений. Любовь отца служит своего рода наградой за успехи и хорошее поведение. А любовь матери является безусловной. Роль отца в воспитании сыновей и дочерей различна. Роль отца в воспитании сына очень важна, потому что он является примером правильного мужского поведения по отношению к своей семье, жене, друзьям и будущим детям, отцом в жизни мальчика. Мальчик начинает чувствовать себя

Советуем прочитать:  Смертная казнь в России - необходимость или преступление?

А мужчина, благодаря своей выдержке и логике, способен уравновесить женщину. Именно он может научить своих дочерей спокойно реагировать на жизненные ситуации и реалистично оценивать свои силы, не боясь трудностей. Отец по-разному относится к дочери и сыну. В мальчике он поощряет активность, выносливость, целеустремленность, в девочке — мягкость, доброту и терпимость. Так, отец хвалит дочь за участие в приготовлении ужина. «Она вырастет домохозяйкой! но сын не одобряет такую деятельность: «Давай в мужчины!». Матери обычно одинаково тепло относятся к детям обоих полов, не подчеркивая различий. Матери — это прежде всего грустные и утешающие люди. Если у ребенка что-то не получается, «ничего страшного, ты все равно самый лучший, ничего страшного, это не тот случай, и просто все всё понимают» Отцы — которые внушают веру в себя, начиная снова и снова, давая себе бесконечные поводы для сожалений не может, и более того, не может помочь прояснить причины неудач. Его реакция на неудачу иная: «Ну, почему ты сразу опускаешь руки или расстраиваешься и прячешься в угол? Подумай, что можно исправить, и приложи другие усилия». Чтобы полностью развить интеллект ребенка, желательно посмотреть, как решают проблемы и отец, и мать. Ведь мужчины и женщины мыслят по-разному. Мужской ум больше сосредоточен на мире вещей, в то время как женщины имеют более детальное представление о людях. Мужчины лучше развиты в направлении математики, Вселенной, и они, как правило, более

Родительская роль: функции отцов и матерей в развитии характера детей

Как известно, перед родителями постоянно стоит задача вырастить гармонично развивающихся детей, способных участвовать в жизни общества, строить социальные связи, поддерживать близкие отношения и брать на себя ответственность за собственный выбор. Однако вклад матерей и отцов в этот процесс существенно отличается по своему содержанию, несмотря на множество сходств. Чтобы прояснить, чем это обусловлено, необходимо сначала обратиться к вопросу о психологических характеристиках материнства и отцовства.

Так, женщина осознает, что стала матерью, сразу после появления ребенка на свет. Она ощущает интимную связь со своим ребенком на эмоциональном и физическом уровне. На этот процесс напрямую влияет выработка гормонов во время беременности и после рождения ребенка.

Мужчина становится отцом, когда осознанно принимает решение взять на себя эту роль. Проект Марии Летучевой и Юлии Зотовой «Все об отцах. Работа с отцовскими фигурами в психологическом консультировании» пишут на эту тему следующее.

«Чтобы быть отцом, недостаточно быть родителем, нужно признавать естественные факты». По их мнению, отцовство — это «…добровольный акт, который демонстрирует намерение мужчины не только зачать ребенка, но и установить с ним стабильные отношения».

Уже на этом этапе при изучении особенностей мужского и женского самовосприятия в родительской роли обнаруживаются существенные различия, из которых вытекает специфика их вклада в развитие личности ребенка.

В то же время нельзя сказать, что роль матери превосходит по значимости роль отца, или наоборот. Совершенно разные функции материнства и отцовства не отменяют того факта, что они одинаково важны для развития гармоничной личности.

В своей знаменитой работе «Искусство любви» Эрих Фромм сформулировал разницу между любовью матери и отца к своим детям следующим образом.

Материнская любовь безусловна по своей природе. Мать любит новорожденного потому, что это ее ребенок, а не потому, что младенец соответствует каким-то требованиям или оправдывает ее ожидания. Мать — это наш дом, это природа, земля, море — отец не представляет такой природный дом, но отец не служит репрезентацией природного мира, а представляет другой полюс человеческого существования». Полюс мышления, искусственности, закона и порядка, дисциплины, путешествий и приключений. Отец — это тот, кто учит ребенка, как войти в мир. Любовь Отца не является безусловной. Принцип таков: «Я люблю тебя, потому что ты оправдываешь мои ожидания, потому что ты делаешь мою работу, потому что ты похож на меня».

Советуем прочитать:  Договор на строительство дома между физическим и юридическим лицом - правовые аспекты и согласование условий

Основываясь на описании родительской любви по Э. Фромму, рассмотрим возрастные критерии развития ребенка, чтобы отметить влияние материнской и отцовской фигуры на каждый из этапов взросления.

Во внутриутробном возрасте происходит формирование структуры существования, чувства безопасности и, в самом широком смысле этого слова, контакта с собой, другими и внешним миром. На этом этапе роль отца как непосредственного представителя будущего ребенка в окружающей среде заключается в создании и поддержании благоприятных условий для матери и ребенка.

В первые годы жизни ребенок учится различать и заявлять о своих потребностях, а мать — правильно интерпретировать эти потребности и своевременно их удовлетворять. На этом же этапе формируются эмоциональные связи, в основном благодаря тесному контакту младенца с матерью.

Далее, до двух с половиной лет, у ребенка возрастает любознательность, появляются исследовательские интересы и формируется автономия. В этот момент отец воспринимается как важный объект — отдельно от матери и совсем не похожий на нее. Разумеется, это оказывает значительное влияние на отделение ребенка от матери.

Было замечено, что дети, которые растут в интегрированной семье и приобретают опыт эмоциональной привязанности к двум одинаково важным внешним объектам (маме и папе), с меньшей вероятностью будут зависеть от партнера и смогут сбалансировать свои отношения с ним, когда станут взрослыми. В этом случае они не смогут балансировать между различными сферами жизни, такими как семья и карьера, любовь и дружба. Во-вторых, когда матери только позволяют своим детям расти, риск их слияния с собой или с другим объектом значительно возрастает. Такому человеку трудно представить, как можно совместить два или более важных жизненных плана, поэтому он склонен полностью отдаваться чему-то одному, будь то партнерские отношения, карьера или другая «работа по жизни».

Оказалось, что фигура отца связана с вопросами автономии, независимости, самостоятельности, создания обширных социальных связей и способности находить поддержку в различных сферах жизни. Принятие, опыт тесного эмоционального контакта, близость к значимым взрослым.

Между двумя и четырьмя годами формируется личность ребенка и зачатки спонтанного поведения. На этом этапе отец поддерживает исследовательские интересы ребенка и позволяет ему экспериментировать с собой и внешним миром, но при этом устанавливает границы и правила поведения. Ребенок получает важное послание от матери: «Следи за собой и будь в безопасности», а отец передает противоположное послание. «Веди себя хорошо, рискуй, пробуй новое!». Таким образом, эти два послания дополняют друг друга и способствуют формированию здорового баланса во внутреннем мире между стабильностью и готовностью к риску, безопасностью и действием.

Советуем прочитать:  Минимальный размер оплаты труда с 1 января 2024

В возрасте от трех до шести лет дети начинают осознавать свою гендерную идентичность. Здесь отец функционирует как узнаваемая ролевая модель или образец для мальчика и как представитель «мужского мира» для девочки. Другими словами, дочь осознает существование специфического гендерного различия: «Мой отец отличается от меня и моей матери». В результате мать становится представителем «женского мира» для мальчика и образцом женственности и объектом идентичности для девочки. Таким образом, на этом этапе происходит не только усвоение ребенком собственных половых ролей, но и определяются первые базовые представления о взаимодействии с противоположным полом, которые, в свою очередь, влияют на основные нормы взаимодействия между родителями, то есть на ребенка. Они узнают, как женщины относятся к мужчинам и как мужчины к женщинам.

Следующие пять-девять лет уходят на изучение нового и формирование структуры мнений. Здесь важно, как семья справляется с разногласиями — критикуют ли родители друг друга, когда в их мировоззрениях возникают противоречия, или соглашаются друг с другом в поисках компромисса.

В возрасте от 7 до 12 лет на первый план выходят образование и интересы, возрастает значение сверстников в жизни ребенка. Похвала за достижения и успехи со стороны родителей имеет решающее значение на этом этапе. Так формируется воля, уверенность и мотивация к дальнейшему развитию.

Кроме того, между 13 и 18 годами происходит интеграция всех структур личности, в результате чего формируется особый психический тип личности юноши. В этом возрасте возобновляются вопросы границ и ответственности, продолжается усвоение гендерных ролевых моделей поведения. Поэтому для мальчиков становится более важной оценка маскулинных черт со стороны отца, а для девочек, соответственно, оценка фемининных черт со стороны матери.

Мы понимаем, как тесно переплетаются и соответствующим образом дополняют друг друга посылы, призывы и воспитательные функции отцов и матерей. Кроме того, отношения между родителями как парой служат для человека непосредственной моделью для создания собственной семьи в будущем.

Роль родителей в воспитании детей

Социальные роли — это набор моделей поведения, которые общество ожидает от обладателей определенного социального статуса.

Родители — это люди, которые играют самые основные социальные роли, поскольку первые шаги в процессе социализации детей происходят в семье. Они воспитывают и формируют характер ребенка, закладывают базовые ценности. Поэтому подготовка ребенка к жизни и адаптация к социальным ситуациям — главная обязанность родителей, и это их основная социальная роль.

Будучи малой социальной группой, семья дает ребенку возможность получить опыт общения внутри семьи и коллектива. В связи с этим особое значение приобретает понятие семейного микроклимата. В дружелюбной и спокойной обстановке взаимного доверия и уважения у ребенка формируется положительный эмоциональный опыт. В семье ребенок впервые осознает и учится выражать широкий спектр эмоций и учится этому у своих родителей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector