Автор: Елена Куркина, педагог-психолог. Место работы: МДОУ № 26 «Ветерок», деревня Сарафоново, Ярославский муниципальный район. В данной статье рассматривается роль родителей в воспитании гармонично развивающихся детей. Каков вклад матерей в воспитание своих детей и какова роль отцов в воспитании своих сыновей и дочерей? Статья полезна для педагогов, психологов образования и родителей.
Перед взрослыми стоит задача воспитать гармонично развитых детей, способных свободно общаться с окружающими и уверенно познавать мир вокруг себя. В семьях эту задачу решают родители — мамы и папы. Они играют важную роль в воспитании и развитии своих детей. Однако каждый играет свою уникальную и особенную роль. Роль матери. С древних времен забота о ребенке и его воспитание лежат в первую очередь на плечах матери. С момента зачатия и на протяжении многих лет ребенок находится в основном с матерью, создавая связь между матерью и ребенком. Такая привязанность является здоровой и способствует развитию ребенка на протяжении всей его жизни. Здоровая привязанность возникает, когда мать понимает сигналы ребенка (плач, улыбка), внимательна к его потребностям и помогает ему преодолевать трудности с самого раннего возраста. Дети со здоровым чувством привязанности в раннем детстве общительны и сообразительны, не боятся отходить от матери и начинают исследовать окружающий мир. Здоровая привязанность порождает доверие к окружающему миру. По мере взросления дети становятся более уверенными в себе и меньше боятся совершать ошибки. Однако привязанность может принимать и негативный оборот и тормозить развитие ребенка. Нездоровая привязанность возникает, когда матери игнорируют интересы и потребности своих детей, выбирают контролирующий стиль воспитания и относятся к ним чутко только в тот момент, когда они заболевают. Став взрослыми, эти дети должны понять, что для получения любви и заботы им необходимо
— Уважайте право малыша на собственное мнение — дайте ему свободу выбора поведения, игрушек и площадки для игр — с первых дней жизни и в проявлениях самостоятельности, чтобы заботиться о будущем. Не жалейте его теплыми словами. Внимательное, доброжелательное и уважительное отношение к малышу позволяет ему проявлять больше активности, инициативы и интереса к покорению окружающего мира. Когда мать очень заинтересована в своем ребенке, она редко играет, разговаривает или берет на руки, малыш делится с ней недоверием к себе и окружающим. Поэтому мать играет важную роль в жизни ребенка, формируя у него уверенность и веру в себя в этом мире. Однако общение ребенка с отцом не так важно для развития полноценного характера. Роль отца. Отец всегда является источником силы и большим другом для ребенка. С точки зрения Э. Фромма, отец — это любовь по сравнению с материнской любовью — «требовательная» любовь, над которой ребенок должен одержать верх. Чтобы завоевать любовь отца, ребенок должен выполнить ряд требований и отцовских ожиданий относительно своей компетентности и достижений. Любовь отца служит своего рода наградой за успехи и хорошее поведение. А любовь матери является безусловной. Роль отца в воспитании сыновей и дочерей различна. Роль отца в воспитании сына очень важна, потому что он является примером правильного мужского поведения по отношению к своей семье, жене, друзьям и будущим детям, отцом в жизни мальчика. Мальчик начинает чувствовать себя
А мужчина, благодаря своей выдержке и логике, способен уравновесить женщину. Именно он может научить своих дочерей спокойно реагировать на жизненные ситуации и реалистично оценивать свои силы, не боясь трудностей. Отец по-разному относится к дочери и сыну. В мальчике он поощряет активность, выносливость, целеустремленность, в девочке — мягкость, доброту и терпимость. Так, отец хвалит дочь за участие в приготовлении ужина. «Она вырастет домохозяйкой! но сын не одобряет такую деятельность: «Давай в мужчины!». Матери обычно одинаково тепло относятся к детям обоих полов, не подчеркивая различий. Матери — это прежде всего грустные и утешающие люди. Если у ребенка что-то не получается, «ничего страшного, ты все равно самый лучший, ничего страшного, это не тот случай, и просто все всё понимают» Отцы — которые внушают веру в себя, начиная снова и снова, давая себе бесконечные поводы для сожалений не может, и более того, не может помочь прояснить причины неудач. Его реакция на неудачу иная: «Ну, почему ты сразу опускаешь руки или расстраиваешься и прячешься в угол? Подумай, что можно исправить, и приложи другие усилия». Чтобы полностью развить интеллект ребенка, желательно посмотреть, как решают проблемы и отец, и мать. Ведь мужчины и женщины мыслят по-разному. Мужской ум больше сосредоточен на мире вещей, в то время как женщины имеют более детальное представление о людях. Мужчины лучше развиты в направлении математики, Вселенной, и они, как правило, более
Родительская роль: функции отцов и матерей в развитии характера детей
Как известно, перед родителями постоянно стоит задача вырастить гармонично развивающихся детей, способных участвовать в жизни общества, строить социальные связи, поддерживать близкие отношения и брать на себя ответственность за собственный выбор. Однако вклад матерей и отцов в этот процесс существенно отличается по своему содержанию, несмотря на множество сходств. Чтобы прояснить, чем это обусловлено, необходимо сначала обратиться к вопросу о психологических характеристиках материнства и отцовства.
Так, женщина осознает, что стала матерью, сразу после появления ребенка на свет. Она ощущает интимную связь со своим ребенком на эмоциональном и физическом уровне. На этот процесс напрямую влияет выработка гормонов во время беременности и после рождения ребенка.
Мужчина становится отцом, когда осознанно принимает решение взять на себя эту роль. Проект Марии Летучевой и Юлии Зотовой «Все об отцах. Работа с отцовскими фигурами в психологическом консультировании» пишут на эту тему следующее.
«Чтобы быть отцом, недостаточно быть родителем, нужно признавать естественные факты». По их мнению, отцовство — это «…добровольный акт, который демонстрирует намерение мужчины не только зачать ребенка, но и установить с ним стабильные отношения».
Уже на этом этапе при изучении особенностей мужского и женского самовосприятия в родительской роли обнаруживаются существенные различия, из которых вытекает специфика их вклада в развитие личности ребенка.
В то же время нельзя сказать, что роль матери превосходит по значимости роль отца, или наоборот. Совершенно разные функции материнства и отцовства не отменяют того факта, что они одинаково важны для развития гармоничной личности.
В своей знаменитой работе «Искусство любви» Эрих Фромм сформулировал разницу между любовью матери и отца к своим детям следующим образом.
Материнская любовь безусловна по своей природе. Мать любит новорожденного потому, что это ее ребенок, а не потому, что младенец соответствует каким-то требованиям или оправдывает ее ожидания. Мать — это наш дом, это природа, земля, море — отец не представляет такой природный дом, но отец не служит репрезентацией природного мира, а представляет другой полюс человеческого существования». Полюс мышления, искусственности, закона и порядка, дисциплины, путешествий и приключений. Отец — это тот, кто учит ребенка, как войти в мир. Любовь Отца не является безусловной. Принцип таков: «Я люблю тебя, потому что ты оправдываешь мои ожидания, потому что ты делаешь мою работу, потому что ты похож на меня».
Основываясь на описании родительской любви по Э. Фромму, рассмотрим возрастные критерии развития ребенка, чтобы отметить влияние материнской и отцовской фигуры на каждый из этапов взросления.
Во внутриутробном возрасте происходит формирование структуры существования, чувства безопасности и, в самом широком смысле этого слова, контакта с собой, другими и внешним миром. На этом этапе роль отца как непосредственного представителя будущего ребенка в окружающей среде заключается в создании и поддержании благоприятных условий для матери и ребенка.
В первые годы жизни ребенок учится различать и заявлять о своих потребностях, а мать — правильно интерпретировать эти потребности и своевременно их удовлетворять. На этом же этапе формируются эмоциональные связи, в основном благодаря тесному контакту младенца с матерью.
Далее, до двух с половиной лет, у ребенка возрастает любознательность, появляются исследовательские интересы и формируется автономия. В этот момент отец воспринимается как важный объект — отдельно от матери и совсем не похожий на нее. Разумеется, это оказывает значительное влияние на отделение ребенка от матери.
Было замечено, что дети, которые растут в интегрированной семье и приобретают опыт эмоциональной привязанности к двум одинаково важным внешним объектам (маме и папе), с меньшей вероятностью будут зависеть от партнера и смогут сбалансировать свои отношения с ним, когда станут взрослыми. В этом случае они не смогут балансировать между различными сферами жизни, такими как семья и карьера, любовь и дружба. Во-вторых, когда матери только позволяют своим детям расти, риск их слияния с собой или с другим объектом значительно возрастает. Такому человеку трудно представить, как можно совместить два или более важных жизненных плана, поэтому он склонен полностью отдаваться чему-то одному, будь то партнерские отношения, карьера или другая «работа по жизни».
Оказалось, что фигура отца связана с вопросами автономии, независимости, самостоятельности, создания обширных социальных связей и способности находить поддержку в различных сферах жизни. Принятие, опыт тесного эмоционального контакта, близость к значимым взрослым.
Между двумя и четырьмя годами формируется личность ребенка и зачатки спонтанного поведения. На этом этапе отец поддерживает исследовательские интересы ребенка и позволяет ему экспериментировать с собой и внешним миром, но при этом устанавливает границы и правила поведения. Ребенок получает важное послание от матери: «Следи за собой и будь в безопасности», а отец передает противоположное послание. «Веди себя хорошо, рискуй, пробуй новое!». Таким образом, эти два послания дополняют друг друга и способствуют формированию здорового баланса во внутреннем мире между стабильностью и готовностью к риску, безопасностью и действием.
В возрасте от трех до шести лет дети начинают осознавать свою гендерную идентичность. Здесь отец функционирует как узнаваемая ролевая модель или образец для мальчика и как представитель «мужского мира» для девочки. Другими словами, дочь осознает существование специфического гендерного различия: «Мой отец отличается от меня и моей матери». В результате мать становится представителем «женского мира» для мальчика и образцом женственности и объектом идентичности для девочки. Таким образом, на этом этапе происходит не только усвоение ребенком собственных половых ролей, но и определяются первые базовые представления о взаимодействии с противоположным полом, которые, в свою очередь, влияют на основные нормы взаимодействия между родителями, то есть на ребенка. Они узнают, как женщины относятся к мужчинам и как мужчины к женщинам.
Следующие пять-девять лет уходят на изучение нового и формирование структуры мнений. Здесь важно, как семья справляется с разногласиями — критикуют ли родители друг друга, когда в их мировоззрениях возникают противоречия, или соглашаются друг с другом в поисках компромисса.
В возрасте от 7 до 12 лет на первый план выходят образование и интересы, возрастает значение сверстников в жизни ребенка. Похвала за достижения и успехи со стороны родителей имеет решающее значение на этом этапе. Так формируется воля, уверенность и мотивация к дальнейшему развитию.
Кроме того, между 13 и 18 годами происходит интеграция всех структур личности, в результате чего формируется особый психический тип личности юноши. В этом возрасте возобновляются вопросы границ и ответственности, продолжается усвоение гендерных ролевых моделей поведения. Поэтому для мальчиков становится более важной оценка маскулинных черт со стороны отца, а для девочек, соответственно, оценка фемининных черт со стороны матери.
Мы понимаем, как тесно переплетаются и соответствующим образом дополняют друг друга посылы, призывы и воспитательные функции отцов и матерей. Кроме того, отношения между родителями как парой служат для человека непосредственной моделью для создания собственной семьи в будущем.
Роль родителей в воспитании детей
Социальные роли — это набор моделей поведения, которые общество ожидает от обладателей определенного социального статуса.
Родители — это люди, которые играют самые основные социальные роли, поскольку первые шаги в процессе социализации детей происходят в семье. Они воспитывают и формируют характер ребенка, закладывают базовые ценности. Поэтому подготовка ребенка к жизни и адаптация к социальным ситуациям — главная обязанность родителей, и это их основная социальная роль.
Будучи малой социальной группой, семья дает ребенку возможность получить опыт общения внутри семьи и коллектива. В связи с этим особое значение приобретает понятие семейного микроклимата. В дружелюбной и спокойной обстановке взаимного доверия и уважения у ребенка формируется положительный эмоциональный опыт. В семье ребенок впервые осознает и учится выражать широкий спектр эмоций и учится этому у своих родителей.